Заблуждение 1
По окончании времени выдержки красителя на поверхности волоса образуется цветной пигменте виде кристаллической решетки.
Для полноценного объяснения, а вернее опровержения, данного заблуждения мне все же придется обратиться к основам химии и вспомнить, что: «кристаллическая решетка состоит из атомов, пространственно упорядоченных и образующих трехмерную периодическую структуру, которая присуща монокристаллическим веществам». Такие вещества бывают только у твердых тел.
Получается, что при окрашивании на поверхности волоса образуется некое твердое покрытие, через которое (благодаря особенностям кристаллической структуры) возможно пропустить электрический ток, намагнитить и даже отколоть кусочек? На самом дело цветная пленка на поверхности волоса, создающая косметический цвет, в действительности не является кристаллической, но «решеткой» ее все-таки можно назвать. Ведь синтетический краситель это полимер (от греч. polymeres — состоящий из многих ча сей, многообразный), з именно, органическое вещество, длинные молекулы которого построены из одинаковых многократно повторяющихся звеньев. Ну чем не решетка? Представьте себе очень длинные бусы, составленные из совершенно одинаковых бусин, а теперь попробуйте мысленно собрать эти бусы в сложное, но плоское ожерелье.
Надо добавить, что и полимеры могут существовать в кристаллическом состоянии. Необходимое условие кристаллизации — регулярность достаточно длинных участков макромолекулы, т.е. повторение очень больших и сложно устроенных молекулярных конструкций. Именно из таких огромных полимеров составлены фибриллярные волокна волос в корковом слое, но все же для красителя это огромная конструкция. На самом деле краситель на поверхности волоса представляет из себя тонкую, пластичную полимерную пленку, максимально похожую на натуральный полимер. В целом этот полимер, т.е. цвет, можно представить в виде не очень плотно связанного тонкого и довольно прозрачного чулочка, надетого на волос
Заблуждение 2
При окрашивании волосы с нанесенным на них красителем должны лежать рыхло, так как в противном случае сформируется «тепловая пробка» и волосы могут отвалиться.
Оговоримся, что это не совсем заблуждение. а скорее не полная информация. Процесс окрашивания — довольно традиционная для органической химии окислительно-восстановительная реакция, в которой можно выделить 4 этапа. Конечно, за выполнение каждого этапа «отвечает» определенный химический компонент. содержащийся в красителе.
- Разрыхление чешуек кутикулы. Данную функцию выполняет аммиак или его соединения.
- Проникновение красителя в корневой слой волоса и удаление меланина (в необходимой степени). Здесь работают оксидные агенты аммиак и перекись водорода.
- Создание косметического пигмента. Происходит под воздействие»/ перекиси водорода.
- .Фиксация (стабилизация) полученного результата и восстановление утраченных косметических качеств волоса. На данном этапе работают ухаживающие компоненты и стабилизаторы.
Уделим особое внимание третьему этапу работы красителя. Вы уже знаете, что косметический пигмент— это органический синтетический полимер Для начала реакции образования полимеров. необходим «пусковой крючок». которым в данном случае является кислород. При этом существует два источника кислорода. Первый — перекись водорода. При ее окислении выделяется атомарный кислород. Именно этот процесс и сопровождается довольно большим выделением тепла (особенно в процессе осветления), химики называют такую реакции экзотермической. Но для образована полноценного пигмента этого кислорода недостаточно. Поэтому и нужен второй источник кислорода — воздух.
В связи с этим в процессе окрашивания нельзя скручивать волосы с нанесенным на них красителем в плотный жгут, поскольку это препятствует притоку кислорода, а значит и образованию пигмента. То есть, там куда воздух «не проникнет», пигмент может не сформироваться до конца, что создаст эффект непрокрашенных волос, а в некоторых случаях даже грязные пятна. Особенно они могут быть заметны на «рыжих» и «шоколадных» оттенках. Что же касается светлых волос, то при недостаточном притоке кислорода могут образоваться зоны с ярко- желтым пигментом.
Заблуждение 3
Прямыми красителями называются красители способные осветлять и окрашивать волосы в один этап.
Очень трудно быть до конца объективной в данном вопросе, так как, к моему великому сожалению, на сегодняшний день утрачена строгая классификация красителей. Но попробуем разобраться в этом вопросе, основываясь на химическом составе продуктов. Химики, которые занимаются разработкой красителей для волос, подразделяют окрашивание на два вида: стойкое и нестойкое.
Стойкое(или субстрактивное)окрашивание выполняется красителями, которые синтезируются непосредственно на волосах. В этих красителях всегда используются соединения аммиака и перекиси водорода. Химический процесс состоит в том, что из бесцветных или слабоокрашенных полупродуктов на волосах образуется краситель с достаточно большими молекулами и интенсивной окраской (чаще не растворимой водой). Такой состав имеет довольно сильную щелочную реакцию pH 10.5-11.5.
Нестойкое (или субстантивное) окрашивание заключается в нанесении на волосы готового красителя. Окрашивание происходит путем адсорбции (оседания) красителя на волосах. Результат такого окрашивания гораздо менее стоек, однако из-за отсутствия аммиака и перекиси водорода волосы повреждаются гораздо меньше.
Примем это деление как данность. Но мы с вами парикмахеры, а не химики, поэтому, помимо понимания химических процессов при окрашивании, для нас очень важен сам результат. А значит, нам нужна своя, адаптированная для практической работы «классификация». И она будет значительно отличаться. Колористы выделяют три основные группы красителей, не считая растительных и осветляющих продуктов.
Перманентные (стойкие) — красители, которые работают на довольно радикальное изменение цвета волос (затемнение до 6-7 тонов и осветление до 5,5 тонов). Они способны работать как на натуральных, так и на ранее окрашенных волосах (естественно, существует ряд определенных ограничений, но сейчас речь не о них).
Тонирующие (полуперманентные, деми-перманентные и очень близкие к ним семи-перманентные] — красители, которые прежде всего являются очень деликатными, так как работают только с направлением тона и не способны ни сильно затемнять, ни сильно осветлять натуральные волосы (затемнение до 2-3 тонов и осветление до 0,5 тона).
Оттеночные (прямые) красители получили свое название из принципа их действия: придания волосам очень легкого оттенка/нюанса. Другое их название — прямые — выражает то, что они представляют собой продукты, готовые к применению, которые не требуют и не допускают смешивания с какими-либо дополнительными реагентами. Оттеночные красители в своем составе содержат только красящие пигменты, соединенные с определенными загустителями и стабилизаторами, и их можно сравнить с гуашью. В этом собственно и есть химическая суть субстантивности. Принцип работы оттеночных красителей проще всего понять, сравнив их с действием магнита или липкой ленты. Пигмент просто- напросто приклеивается к волосу, ведь его поверхность покрыта частицами с положительным зарядом, а пигменты всегда заряжены отрицательно.
Таким образом, прямыми можно назвать только те красители, которые находятся в уже готовом состоянии и требуют соблюдения минимального количества правил нанесения на волосы, поскольку не связаны с окислительно-восстановительным процессом. Что же касается красителей, способных одновременно осветлять и окрашивать, то я бы отнесла их к субстрактивному окрашиванию, т.е. к окислительным красителям, так как они обязательно состоят из кремовой основы и окислителя, с той лишь разницей, что 2 и 3 этапы — создание фона осветления и формирование нового косметического пигмента — идут не один за другим, а параллельно. Кстати, это делает краситель невероятно интересным в работе, позволяя регулировать яркость окрашивания не только окислителем, но и временем. Такие красители, в подавляющем большинстве случаев, рекомендуются для работы с прядями, так как обладают довольно агрессивной природой [pH 11.5 — 12.5), но зато при этом они способны одинаково хорошо поднимать фон осветления как на натуральной, так и на ранее окрашенной базах.
Заблуждение 4
Урзол безвреден и бывает только черным.
В сознании мастеров старой закалки урзол — это идеальное, невероятно стойкое средство для рисования густых, черных, почти соболиных бровей и выразительных ресниц. Вместе с тем урзол можно применять для получения не менее стойкого результата окрашивания кожи, меха и всего органического. Стойкость — да, просто невероятная, однако здесь много подводных камней.
Как русский человек, горжусь тем фактом, что синтез красителей стал возможным только после того, как в 1842 году русский химик Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов (в том числе и анилина) из нитросоединений путем восстановления. Основным сырьем для красителей той поры служили (да и до сих пор служат) такие компоненты, как анилин, толуидин, n-фенилендиамин и аминофенол. Правда, началось все с крашения меха и шерсти: первые синтетические красители были получены и запатентованы польским химиком Я. Натансоном, получившим знаменитейший краситель фуксин (чудо цвета марганцовки) в 1856 году, и английским химиком У. Перкином, получившим мовеин (невероятно ядовитый желто-коричневый цвет) в 1858 году. А в 1869 году немецкие химики К.Гребе и Т.Либерман синтезировали ализарин и еще 15 синтетических красителей. Первая же краска для волос была запатентована в 1883 году французским химиком Г. Моне (двоюродным братом знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне). Основой всех этих красителей был п-фенилендиамин.
Именно тогда впервые в составе красок для волос известные всем нам урзолы. Не могу сказать, что цветовая палитра урзолов богата и разнообразна, но все же урзол бывает черным (1,4-диаминобензол), желтым (2-аминофенол) и коричневым |4-аминофенол).
Будьте бдительны! Урзол содержится не только в черной, но и во всех коричневых и золотистых (ореховые и русые сюда тоже относятся) красителях! Должна сказать, что меня очень трудно отнести к категории «поклонников» узрела в составе красителя, так как мне (да и не только мне, но и всем мастерам, к которым приходят клиенты с волосами, окрашенными бытовыми красителями) он приносит одни только неприятности. Урзол также довольно долгое время был запрещенной добавкой, так как небезопасен и разрушающее действует на структуру волоса, разъедая его изнутри. Но последние 4-5 лет узрел прочно вошел в состав многих красителей, максимально удешевив их и сделав очень стойкими. Хотя медиками уже давно статистически подтверждена связь между применением бытовых, урзолосодержащих красителей и возникновением рака кожи.
Автор Арина Грибова, руководитель учебного центра Bubikopf
Возможно вам будут интересны следующие статьи: Какой бывает стрижка каре, мелирование.